Добавить в избранное
Джордж А. Ромеро

Мюзикл

Тот, кто с песней
Кино творит чудеса, экран делает достоверной какую угодно выдумку и условность. Ну, в самом деле – с какой стати герои этого фильма вдруг запели посреди улицы, не обращая внимания на прохожих. И этого мало, вот они уже танцуют, отбивая чечетку на лестнице и вместе с ними пускается в пляс весь квартал. Может быть это фильм о городе чокнутых? Нет, это киномюзикл – жанр, которому, в силу его условности и обособленности не раз предрекали кончину. Однако в начале XXI века странное создание не только живо, но бодро и весело...

История с географией
Как и классический вестерн, мюзикл возник в США, здесь создана и его традиция и лучшие его образцы Это точно установлено летописцами Голливуда, где мюзиклом называют особый вид музыкального фильма, стилистика которого сформировалась на театральных подмостках. Киножанр, родился, как отклик на неистребимую любовь зрителя к музыке, танцу и ярким развлечениям. Однако, несмотря на очевидную легкомысленность, у мюзикла древние и весьма уважаемые предки.

В Европе ХVIII века были крайне популярны комедийно музыкальные спектакли. Им предшествовали комические зрелища, представляемые бродячими актерами Тексты исполнялись под мотив популярных баллад. Такие представления получили названия балладной оперы.

В ХVIII веке возникла традиция комедийной пьесы в которой было много песен. Именно эта разновидность музыкального театрального действа была завезена из Англии в североамериканские колонии.

Первыми центрами зрелищной культуры были южные штаты США. Англичане-пуритане доминировавшие на Северо-востоке были более нетерпимы к театру, особенно к музыкальному театру. Прибывающие из Европы артисты на Юге находили более теплый прием не только по климатическим причинам.

Народные песни белых и черных переселенцев сплавились в жанре балладной оперы. Она пустила корни в Новом Свете, стала частью городского фольклора.

Другая форма молодого американского театра — "МИНСТРЕЛ-ШОУ" – представление менестрелей. Белые актеры гримировались под выходцев из Африки и в париках исполняли негритянские песни. В музыкальном театре менестрелей сложились ранние элементы джаза. Здесь прошел актерскую школу Эл Джолсон – первая звезда американского киномюзикла.

В середине XIX века из Италии во Францию попала ЭКСТРАВАГАНЦА – спектакль, насыщенный фантастическими и мелодраматическими эффектами. Здесь были и песни и танцы, и цирковые трюки.

БУРЛЕСК – пародия на какую-нибудь известную пьесу был в ходу в Англии XVII-XVIII веков. Этот вид драматургии отличается остротой постановки современных проблем, гротеском, сатирой.

И Бурлеск и РЕВЮ — чисто французское зрелище с танцующими девицами проникают на американскую почву. В этом не последнюю роль сыграл мистер Флоренс Зигфельд – театральный менеджер и режиссер с Бродвея, в 1906 году живший некоторое время в Париже.

ВОДЕВИЛЬ (театр варьете) на исходе XIX века был очень популярен в США. Он опирался на традицию английского мюзик-холла, который возник в начале XIX века и был связан (как и французское ревю) с миром ресторанов и кафе. Мюзик-холл был средством развлечения жующей и пьющей публики.

Ревю и водевиль зрелища-близнецы, каскад словесных, музыкальных, танцевальных, акробатических номеров. Действие, как таковое здесь отсутствует. Есть тематическое единство, единство стиля и драйв.

Флоренс Зигфельд привез ревю в США. Он создал шоу "Сумасбродства Зигфельда" и с 1907 по 1931-ый почти каждый год давал в Нью-Йорке новое представление. Постановщики ревю умело объединяли разнородные элементы музыкального театра, в который все сильнее вторгалась стихия американского джаза.

ДЖАЗ – как музыкальная форма появился в XIX веке. Он возник на основе музыки разных народов населявших американский континент. Это в первую очередь английские и французские песни, элементы испанской и латино-американской музыки, военные марши, церковные песнопения. Основной вклад в развитие ритмической составляющей джаза внесли негритянские певцы и музыканты. Сущность джаза в интонациях, ритме и тембровых средствах, которые невозможно зафиксировать в нотной записи. Стихия джаза – импровизация, одно из условий которой- внутренняя свобода и высокая исполнительская техника. Джаз и кантри стали питательной средой всех позднейших музыкальных течений Запада.

Сначала они учились
В первой трети ХХ века элементы европейской музыкально-театральной культуры окончательно соединились на американской сцене в новое целое, которое вскоре назовут мюзиклом. Исключительное чувство ритма, присущее джазовым музыкантам, работавшим на Бродвее придало мюзиклу его характер и энергию, захватывающую зрителя, привычного к статике европейской оперетты.

Уступая оперетте в активности использования вокала мюзикл больший акцент делает на пластических средствах – танце и пантомиме.

Хореограф в мюзикле сопостановщик, второй режиссер. От актера требуется не только драматическое мастерство но и вокально-танцевальная школа. Причем исполнитель доллжен не столько пропеть сколько выразительно и ритмично проговорить свою партию. Вокальные данные важны но не настолько, насколько внутренняя музыкальность. Для мюзикла не требуется сильный, поставленный голос. Его звучание сразу создаст впечатление неправды, как тот самый "рояль в кустах". Мюзиклу нужны актеры-универсалы – естественные в пении и танце точно так же как и в обычном сценическом диалоге. Это качество должно быть присуще не только звездам, но и всему ансамбю исполнителей. Необычайная популярность мюзикла в америке дала толчок возникновению множества больших и маленьких танцевальных школ, посещая которые, акеры вкалывали до седьмого пота. Те, кто видел фильмы "Оставаться живым" и "Кордебалет" помнят атмосферу жесткой конкуренции, в которую попадают кандидаты, желающие участвовать в музыкальной постановке.



Источник: www.dnevkino.ru
   
© 2007