Добавить в избранное
Джордж А. Ромеро
Два злобных взгляда (Due occhi diabolici) Год создания: 1990
Режиссер: Джордж А. Ромеро
В ролях: Эдриэнн Барбо, Ramy Zada, Bingo O'Malley, Джефф Хауэлл, И.Г. Маршалл, Харви Кейтель, Мадлен Поттер, Джон Амос, Сэлли Керклэнд, Ким Хантер
Продолжительность: 120 мин

Этот фильм интересен не только как очередная экранизация По или новая работа двух великих режиссеров, но и как определенная веха в истории жанра ужасов. Сотрудничество этих двух великих мастеров жанра — Ардженто и Ромеро началось с фильма "Рассвет мертвых", который Ардженто спонсировал и в Италии переделал в "Зомби". А этим фильмом сотрудничество двух режиссеров закончилось — после его выхода они разругались и больше не сотрудничали. Ардженто, который как я понял и был двигающей силой проекта, раскритиковал новеллу Ромеро и из-за этого последний обиделся и отказался общаться с итальянцем. Теперь можно переходить и к собственно фильму — он состоит из двух независимых новелл, первая — "Факты в деле мр. Вальдемара" (в русском переводе оригинальный рассказ назывался "Правда о том, что случилось с мосье Вальдемаром") режиссировалась Ромеро, и естественно рассказывала историю зомби (немного не его же классического, но все же зомби), а вторую — "Черный кот" режиссировал Ардженто, и естественно вышло это в стилистике джиалло. То есть нам в одном флаконе предлагается концентрированная классика — классические истории чуть ли не основателя жанра, преподанные двумя выдающимися режиссерами в их же классической стилистике. Казалось бы, только руки потирать от удовольствия. Однако ожидаемого эффекта не получилось — кино на мой взгляд вышло интересное, но не шедевральное.

"Факты из дела мр. Вальдемара" берет рассказ По только за основу, и дальше творчески развивается. Господин Эрнест Вальдемар (Bingo O'Malley) — тяжело больной миллионер, прикованный к постели и явно уже собирающийся отдавать концы. Его жена Джессика (Adrienne Barbeau) напротив, еще отнюдь не стара и помирать не собирается, а смерть мужа ее тоже не очень устраивает — его нынешнее завещание ей определенно не нравится, так как не к ней переходит основная часть его капитала. Однако муж не впадает в маразм и что угодно подписывать не собирается. Тут на сцену выходит третий основной персонаж этой истории — доктор Роберт Гоффман (Ramy Zad), который является не только лечащим врачом Вальдемара, особенно активно практикующим гипноз, но и параллельно любовником Джессики, который кровно заинтересован в том, чтобы завещание старого богача выглядело иначе. Поэтому в голову им приходит весьма оригинальный план — в процессе очередного сеанса гипноза заставить старика изменить завещание и подписать нужный вариант. Все сперва идет по плану, однако будучи под гипнозом Вальдемар умирает. Оказывается что гипноз имеет и побочный эффект — он не позволяет душе Вальдемара покинут свое мертвое тело и старик, пребывая в сознании начинает постепенно разлагаться, а также вещать из потустороннего мира. Необъявленная вдова некоторое время прячет тело мужа, чтобы новое завещание вступило в силу, и пытается предотвратить его гниение — а то очень уж подозрительно выглядит сгнивший труп человека, только сегодня отдавшего концы. А там, за чертой, уже ждут не названные существа, которые только рады открывшимся вратам и уже готовы навестить живых...

"Черный кот" в исполнении Ардженто ближе к первоисточнику, правда и сам рассказ более насыщен действием и годен для экранизации. Хотя и тут большая часть фильма является художественным вымыслом. Не совсем мне понятны мотивы Ардженто, когда он супругам (в рассказе безымянным) дал фамилию Ашер — из другого не менее известного произведения По. Родерик Ашер (Harvey Keitel) фоторепортер, который специализируется на съемках жестоких убийств и прочих подобных прелестей, однако у него репутация трусоватого человека. Его жена Аннабель (Madeleine Potter), скрипачка, подбирает черную кошку, которая становится в их семье причиной раздора. Хотя кошка (показанная в довольно-таки мистических тонах) скорее всего, стала только последней каплей, спровоцировавшей разлад. В общем, Родерика черная кошара просто бесит, он так и норовит ее пнуть или пугнуть, а после очередного разноса в редакции решает использовать кошку в качестве фотомодели — и снять сцены смерти кошки на фоне какой-то дурацкой абстракционистской мазни. Эта работа приносит ему определенную известность, ее даже выпускают. Однако ссора с Аннабель достигает апогея, и в итоге (хоть кошка и нашлась — видимо Родерик отобрал у нее только одну из имеющихся 9 жизней) фотограф убивает жену и замуровывает в стене своего дома. Понятно, что ему хочется как-то скрыть убийство, и ради этого он идет на различные ухищрения (на мой взгляд какие-то странноватые и довольно противоречивые, мог бы уж и по лучше подготовиться и не говорить то одно, то другое). Вот только на какое время ему удастся скрыть факт убийства жены?

Честно говоря, мне обе новеллы понравились, сняты они в разной стилистике, но ведь именно это от них и ожидали. Обе немного медленны в начале (хотя Ромеровская все же более затянута), но это не сильно мешает их смотреть. Специальные эффекты, созданный для фильма таким мастером как Том Савини, производят довольно приятное примечание. В новелле Ардженто их немного больше, так как кроме нескольких убийств мы видим также последствия работы маньяков, которые Родерик Ашер снимает по долгу службы — а это зрелище не из приятных. Снято все действие достаточно не плохо, однако честно говоря ни Ромеро ни Ардженто не достигли в этих своих работах вершины мастерства, это не шедевры, хотя работы хорошие.

Совсем хороша концовки обеих историй. Да и в целом хороших моментов в фильме достаточно много. Фильм идет два часа, однако смотрится он без напряжения, время пролетает довольно быстро. Думаю, что поклонники таланта обоих режиссеров получили именно то, чего и хотели. Хотя от такого тандема можно было бы ожидать и чего-то больше, но может быть это я напрасно бурчу — видно что ни один не халтурил, да к историям По сценаристы подошли с фантазией и не испортили их, а наоборот добавили красок и разнообразия. В целом фильм получился хороший, думаю что большинство поклонников ужасов он понравится, хотя людям со стороны скорее всего покажется весьма жестоким.

andrey — Особое мнение о рассказе Эдгара Алана По "Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром".:
Эта новелла легла в основу первой истории фильма "2 злобных взгляда". Что я хочу заметить сразу: в киноверсии от произведения Эдгара По остался только сам мистер Вальдемар и то, что он умер, будучи загипнотизированным. Так что, я бы сказал, что фильм снят лишь по мотивам сей новеллы, что, однако же, не делает творение По менее интересным. Я бы сказал, что рассказ даже более... как бы это сказать... мистичен, нежели фильм, менее кровав, что сказать — По в своих лучших традициях. Ладно, перескажу его вкратце. Автор (повествование ведётся от первого лица) захотел провести опыт: загипнотизировать человека в состоянии предсмертной агонии и посмотреть: что будет и может ли это как-нибудь замедлить наступление смерти. И, о чудо, он вспоминает что его знакомый мистер Вальдемар болен чахоткой и скоро (ну совсем скоро) должен бы двинуть кони. Так оно и происходит, но перед этим автор всё же успевает загипнотизировать Вальдемара, получив от того согласие. Вальдемар общается с гипнотизёром, говоря, что спит (до смерти) и что умер (после смерти), лёжа у себя дома на кровати в течение почти семи месяцев, после чего просит разбудить себя. Когда его выводят из состояния гипноза, он тут же разлагается прямо на глазах у всех присутствующих. Неплохой рассказ. Насчёт фильма: он получился таким каким и должен был бы быть, судите сами: мистицизм и безумные идеи Эдгара По плюс режиссура Ромеро и Ардженто — признанных мастеров кровавого месива и крутой резни во всех её проявлениях... Напоминает чем — то "Байки из склепа": история с плохим (ужасающим) концом. Вот, собственно, и всё моё мнение.


Кадры из фильма:
   
© 2007